История одной находки
Думаю, многие попадали в ситуацию, когда кто-то при вас что-то теряет. На ваших глазах у кого-то из кармана падает купюра, кто-то забывает бумажник на столе или умывальнике, иногда вы можете просто идти по дороге и увидеть телефон, валяющийся на асфальте. В такой ситуации есть три линии поведения - можно забрать себе, можно вернуть владельцу, можно пройти мимо.
Начитавшись всяких историй про мошенничество, я чаще всего выбирал третий вариант. Был «идущим мимо». Но иногда все же возникают порывы альтруизма (плюсов к карме много не бывает). Так я случайно подобрал чужой блокнот.
Акт первый.
- Мужчина! Постойте!
Я возвращался домой после работы. Уже собираясь выйти с проулка на оживленную улицу, я вдруг увидел, что у идущего впереди человека из кармана пальто выпал какой-то предмет. Аккуратненько так выпал. Словно выплыл из кармана, а пешеход этого и не заметил.
Прежде чем я успел крикнуть, он быстрым шагом свернул в один из дворов.
- Мужчина! Вы что-то обронили!
Ноль реакции. Или я просто не услышал ответ, все-таки между мной и поворотом было около двадцати метров. Ускорившись, я подбежал к упавшей вещичке – то был небольшой блокнот, обтянутый темной кожей. Я подхватил блокнот с земли и поспешил во двор за его обладателем.
- Эй, погодите! Вы…
Фразу я не закончил, не было нужды. То, что я посчитал двором, оказалось глухим каменным тупиком - небольшое пространство, огороженное стенами домов. Как питерский двор-колодец, только ни одной машины, ни одной парадной, ни одной двери на сплошном камне стен. И пусть я своими глазами видел, что владелец блокнота свернул сюда, в тупике никого не было.
Опущу подробности, как я топтался в недоумении и на всякий случай заглядывал в ближайшие дворы. Терпение заканчивалось, я уже подумывал бросить блокнот, где нашел, но напоследок пролистал его наудачу - вдруг найду номер телефона.
Телефона не было (кто бы сомневался), зато обнаружилось другое - список адресов. По одному на страницу. Блокнот был буквально забит адресами, лишь последняя страница была пустой. Раскрыв первую, я увидел адрес под номером "1" и короткое примечание к нему, всего в два слова.
"Вот здесь".
Ничего не понял, перечитал и... ничего не понял. Ладно. Блокнот я все-таки забрал с собой - негоже бросать добрые дела на полпути. Я узнал первый адрес (это место недалеко от моей работы) и решил занести пропажу туда.
Акт второй.
На неделе выдалось свободное время, я пошел по указанному адресу и после пары подворотен оказался перед дверью - обычной, немного ржавой дверью.
Я постучал. Потом постучал еще. На пробу толкнул дверь, потянул на себя, безрезультатно. Но я упертый - оглянулся по сторонам и пнул дверь ногой.
Никто не отзывался, так что я в какой-то момент перестал пытаться. Мой внутренний альтруист поутих, я ушел; блокнот поселился на моем письменном столе, где выделялся темным пятном и терпеливо собирал пыль. На долгое время я забыл об этой истории, пока она не вернулась ко мне бумерангом и не треснула по голове.
Акт третий.
Одним вечером мое возвращение домой с работы превратилось в спринт - я убегал от местной гопкультуры, которая в порыве сомнительного человеколюбия очень хотела с кем-нибудь пообщаться и выбрала меня. Я отказался, что джентльменов порядком оскорбило. Они загнали меня в переулки, где, в конце концов, гонка по подворотням привела меня к двери. Обычной, немного ржавой двери.
Это она. Первый адрес в найденном блокноте. "Вот здесь".
Не успело воспоминание развеяться, как я заметил, что дверь приоткрыта. Трехэтажный мат за спиной приближался, так что раздумывать не пришлось - я распахнул ее и бросился в темноту.
Гневные крики стали стихать, я на бегу оглянулся - дверь закрылась, отрезая меня от преследователей и оставляя в кромешной тьме. Темно хоть глаз выколи, я невольно сбросил скорость. Что это - я в ангаре что ли каком?..
Это была автомобильная стоянка. Причем довольно запущенная. Под ногами хрустел мелкий мусор, а, когда глаза привыкли к темноте, впереди проявился силуэт покосившегося грузовика. Обогнув машину и случайно пнув ботинком пустую бутылку, я увидел светлое пятно - ни много ни мало пролом в стене.
На соседней улице я почувствовал себя в относительной безопасности, правда успокоиться удалось с трудом. Давненько я не сталкивался с гопниками! Сердце еще частило, руки подрагивали. Я не сразу пришел в себя, поэтому нет ничего удивительного в том, что я поздновато заметил это... несоответствие.
Я не сразу заметил, что, открыв ржавую дверь и пробежав десять шагов в полной темноте, я каким-то образом оказался на автостоянке в трех километрах от двора, где была эта самая дверь.
Наверно, где-то полных две минуты я стоял перед дорожным указателем, пытаясь уразуметь, как же так получилось. Меня словно разбудили после дневного сна и попросили решить квадратное уравнение - мозг отказывался работать. Складывалось ощущение, что из-за адреналина я плохо воспринял действительность; казалось, вот-вот я вспомню деталь обстановки, которая логично все объяснит, но куда там. Если геолокация и гуглокарты не врут, то я оказался примерно в двадцати кварталах от этой странной двери. Хотя открывал ее минут семь назад. Как это возможно вообще?
Ответа я не нашел. По крайней мере, в тот вечер. Сказалась усталость и постстрессовое состояние - организм требовал еды и сна. Я поехал домой.
Но избавиться от ощущения неправильности уже не мог.
Акт четвертый.
И снова ты передо мной - темный прямоугольник ржавчины, вросший в серую стену. В прошлый раз ты подкинул мне интересную загадку, которую я до сих пор не могу решить, и поэтому этим субботним утром я опять гуляю по подворотням. Сегодня за мной никто не гонится, я спокоен, времени у меня предостаточно, а потому я хочу проверить. Удостовериться, что мне не показалось.
Стоило мне вспомнить фразу «вот здесь», как в тишине раздался щелчок замка – скрипнув, дверь приоткрылась, словно приглашая меня войти. Я увидел ту же заброшенную автостоянку, тот же покосившийся грузовик… тот же дорожный указатель, сообщающий мне невозможное. Я открывал дверь снова и снова, перебегал туда и обратно с таймером в одной руке и со смартфоном – в другой, но все мои эксперименты приводили к одному результату. Как только я делал шаг через порог, геолокационный маячок исчезал.
Чтобы тут же появиться на карте в трех километрах от этой странной ржавой двери.
Акт пятый.
В каждом городе есть такая дверь.
Разных форм и цветов, из разного материала и с любыми декоративными элементами, новые или старые на вид, поросшие мхом, забитые досками, отмеченные надписью «для персонала» или даже перечеркнутые полицейской лентой «не пересекать». Почему они существуют? Не знаю, но они существуют. Они вмурованы в стены гаражей, домов, отделяют подвалы от поверхности, а свои тайны – от людей. Впрочем, людям нет до этого дела. Погруженные в свои заботы, они просто проходят мимо и не видят того, что происходит перед самым их носом.
И я ведь раньше был таким. Был «идущим мимо».
Но теперь я вижу. Раскрывая блокнот на очередной странице и протягивая руку к очередной двери, я вижу тайны городов так ясно, как только могу. Бесконечность дверей стала настоящим лабиринтом, в котором путеводной звездой сиял найденный мной блокнот.
Он вел – я следовал. Я видел залитый водой подвал, дверь в углу которого ведет на крышу небоскреба. Видел неказистую дверку старого трансформатора, которая позволила мне шагнуть из Санкт-Петербурга в Копенгаген. Однажды, пробравшись в какую-то гостиницу с черного хода, я нашел еще один городской секрет, но он оказался с сюрпризом – стоило мне коснуться дверной ручки, как дверь распахнулась, словно от взрыва, а из-за порога хлынула вода с такой силой, словно надо мной решили подшутить сразу три пожарных расчета. Водяной столб впечатал меня в стену коридора, а затем вдруг пропал; рухнув на пол, я закашлялся, а когда поднял голову, то увидел лишь закрытую дверь. Но если эта дверь была просто необычной (в смысле еще необычнее других; я всерьез подумывал, что она может соединяться с какой-нибудь каютой на Титанике), то некоторые двери навевали страх – когда я отворил дверь одного гаража в пригороде и уже собирался привычно войти в темноту, я внезапно услышал чье-то дыхание. Сначала тихое, а потом гораздо громче, словно вдали шумели кузнечные мехи. Я решил, что с меня хватит, когда из темноты донесся нарастающий топот чьих-то ног.
Так я и двигался вперед – от двери к двери. Я побывал в доброй половине стран мира, наблюдал рассвет со смотровой площадки Эмпайр-Стейт-Билдинг (таки бесплатно), как-то раз оказался в руинах, видимо, какого-то храма с огромной статуей древнего безымянного божества внутри. Я видел разные двери, расположенные без всякой системы, но у всех было кое-что общее - эти двери не открывались ни для кого, кроме меня. Во всяком случае, иного я не видел. При посторонних людях проходы запирались наглухо: на дверях возникали невесть откуда взявшиеся навесные замки, засовы, один раз я даже видел полностью заваренный дверной проем. Но вот посторонние уходили, я оставался один, и стоило мне отвести взгляд или хотя бы моргнуть – замки и засовы исчезали, словно их и не было, а намертво сваренное железо вновь чудесным образом разъединялось. И дверь открывалась.
Уже не помню, сколько дверей я прошел. В блокноте почти кончились страницы, но на самом деле он мне нужен теперь все меньше – я научился искать такие двери самостоятельно. Я могу их чувствовать. Да, звучит странновато, но… Интуитивное ощущение, какое не описать словами; наверное, нечто подобное испытывали дуэлянты на Диком Западе за долю секунды перед тем, как ратушные часы начнут отбивать полдень. Ощущение возникало спонтанно, но я знал: вот эта самая дверь, что закрыта на замок и едва виднеется сквозь шумную толпу на улице, приведет меня совсем не в гараж и не на склад. Дожидаюсь ночи, когда «посторонние» разойдутся, подхожу ближе – и дверь покорно приоткрывается, предлагая мне в очередной раз наплевать на законы физики и войти в неизвестное.
И я шел вперед. Хотя это не всегда был «вперед». Направление перехода всегда было непредсказуемым, как я ни пытался напрячь свою интуицию.
Может, это придет с практикой?
А может, я и не должен это знать.
Акт шестой.
Блокнот все так же лежал в моем кармане, но я его почти не открывал. Повинуясь обретенному чувству, я шагал по миру все дальше и дальше, но однажды любопытство толкнуло меня пролистать последние страницы с адресами. Ничего нового (все оставшиеся двери я уже нашел сам), но последняя страница блокнота вдруг заставила меня затаить дыхание.
На ней был адрес. На странице, которая всегда была пустой, был аккуратно выведен новый адрес.
Он знаком едва ли не до боли. Совсем рядом с моим маршрутом, коим я возвращаюсь домой с работы – тот же небольшой проулок, тот же поворот на оживленную улицу, через который я проходил бесчисленное количество раз и где всегда поворачивал налево.
Лишь однажды я повернул направо. Когда подобрал чужой блокнот.
Я подобрал его на этом месте и теперь, проходя здесь снова, чувствую, как блокнот выскальзывает из кармана куртки, будто подхваченный невидимым карманником. Я не препятствую ему. Так и должно быть. Долгое время блокнот вел меня вперед, его записи научили меня видеть, но теперь, мой неживой приятель, мы с тобой пойдем разными дорогами. И я не замедлю шага, когда ты выпадешь из кармана моей куртки. Аккуратненько так выпадешь…
Второй раз в жизни я стою здесь. В прошлый раз я гнался за прохожим и уперся в каменный тупик, но сейчас я один. И совершенно точно вижу дверь. Ее темное дерево искусно вделано в серый кирпич стены, а из узких щелей и из замочной скважины – впервые за все время моих путешествий - льется свет.
Чувство внутри меня грохочет набатными колоколами, но я не ощущаю опасности. Наверное, потому что так и должно быть. Потому что подсознательно я всегда знал, что эта сумасшедшая дверная чехарда должна чем-то закончиться. Теперь блокнота у меня нет, я не знаю куда попаду, но…
…глядя на теплое сияние, льющееся из глубин приоткрытой двери, я понял, что готов рискнуть.
* * *
- Парень! Эй, парень, стой!
Крепко сжимая в руке только что подобранный блокнот, мужчина поспешил во двор. Повернул, открыл было рот, чтобы позвать еще раз, но замер в нерешительности.
Перед ним была глухая кирпичная стена.
© MarkStane